Все статьи

Вызовы современности:

Вызовы современности: цифровизация one more time.

Год от года информационные технологии и цифровизация все больше определяют критерии успешности бизнеса. Если взглянуть на успешные компании сегодня, то можно проследить тенденцию, что некоторые из них становятся "IT компаниями".

Иногда трансформация происходит буквально и является не только критерием успешности в профильной деятельности, а возможно, выходом на успешную непрофильную деятельность. Такие организации внутренними ресурсами разрабатывают сайты и системы учета; организуют хостинг и хранение данных на своей стороне. Далее IT-персонал выводится в отдельное юридическое лицо, которое помимо основного заказчика берет в работу сторонние заказы.
Цель - вывод подразделения на режим "самообеспечения".
Другой тип компаний - избегающие развития непрофильных направлений и доверяющие информационные технологии аутсорсингу. Очевидно, что данный подход выбран с целью экономии на IT-направлении.

Однако, со временем начинают расти и критерии качества управления подобной философией, что требует высоких профессиональных качеств от человека, управляющего процессом. Последнее неизбежно сказывается на цене такой штатной единицы и на управленческой зависимости от конкретного человека, также, многое меняется в сфере работы по управлению рисками.

Обе формы организации неизбежно приводят к противоречиям, которые требуется решать. Так же, очевидно, что экономия на направлении IT становится «якорем» развития бизнеса и вовремя снять организацию с этого «якоря» — это критерий выживаемости.

Наилучшим сценарием является не решение возникающих противоречий, а их прогнозирование и управление ими. Для этого в стратегию развития бизнеса должна быть жестко интегрирована стратегия IT.

Обратите внимание, что в контексте обсуждения первого типа компаний слово «цифровизация» присутствует сразу, а в обсуждении второго типа появление этого слова связано с экстраординарными профессиональными качествами куратора IT направления. Дело в том, что непосредственно информационные технологии — это набор технического и программного обеспечения, без которого сегодня бизнес невозможен вообще.

А цифровизация это процесс, в который помимо информационных технологий входит целый набор интеллектуальных и организационных мероприятий, экстраординарные методики управления и реагирования на внешние вызовы, особое планирование, креатив и системность.
Цифровизация бывает "догоняющей" - когда счастливое стечение обстоятельств форсирует бизнес так, что цифровизация неизбежна сама по себе. Квота на такие рывки в бизнесе исчерпывается год от года, - я бы вообще поставил под сомнение, что сегодня такое возможно. Цифровизация при этом очень авангардна и быстро приводит к противоречиям, решение которых крайне затратно.

Противоречия порой настолько велики, что способны полностью парализовать дальнейшее развитие бизнеса. Последнее делает сегодняшний вариант цифровизации даже более привлекательным: тщательно спланированная цифровизация является флагманом развития бизнеса, назовем ее "драйвовая" цифровизация.

Возможна ли цифровизация бизнеса без информационных технологий?

Нет. Но цифровизация бизнеса невозможна и без успешности бизнеса - уже состоявшейся или еще предстоящей.

Возможны ли информационные технологии без цифровизации?

Да. А как же успешность бизнеса? Ну… критерии успешности у всех разные.
Выводы в том, что с информационными технологиями сегодня справляются многие, а цифровизация бизнес нуждается в проводниках и драйверах. Качество последних - один из критериев успешности бизнеса…